vovkodav (vovkodav) wrote,
vovkodav
vovkodav

вопросы и ответы...

Задали вопросы - получили ответы.. :)

- какие тенденции характерны сегодня для украинского рынка ПО для розницы?

На мой взгляд самая главная тенденция рынка ПО для розницы не только Украины, но и России - это ПОИСК.
Все ищут что-то идеальное. То, что сможет закрыть все текущие потребности. Ищут решения, ищут людей, которые смогут сформулировать требования к программному продукту, осуществить его разработку, внедрение, обеспечить нормальную эксплуатацию.
Но к сожалению, на рынке не видно ничего, чтобы можно было бы быстро применить и быстро получить ожидаемый эффект в четко спрогнозированные сроки .
Рынок розничной торговли в Украине я бы не назвал сформированным. Компании растут, вместе с ними растут люди. Растет их понимание процессов, и соответственно, требования к инструментарию. А программное обеспечение в списке инструментов занимает совершенно особое место. 
Нужно понимать, что ПО для сети из 10 магазинов - это одно, для 100 - это другое, а для 1000 - третье. А сколько в Украине сетей с количеством магазинов более 100? Я думаю, что на пути роста многих ждут еще не совсем приятные открытия с точки зрения поддержки процессов имеющимся программным обеспечением. Сколько сейчас есть специалистов, которые имеют успешный опыт работы на таких объемах?  Тех, кто понимает процессы большой розницы? Это очень серьезный вопрос, который определяет текущее состояние рынка.
Практически все крупные игроки ведут собственные разработки программного обеспечения. Да, они приобретают и используют некоторые типовые кирпичики, то же кассовое ПО, но, по большому счету, в оборот рынка они ничего не дают.
- почему 1С остается самым востребованным ПО для розницы? Каковые его преимущества?

Я бы не назвал 1С - востребованным. Я бы дал другое определение: доминирующий. Тут скорее ситуация из разряда "на безрыбье и жаба рыба". И давайте поймем, что нет такого понятия, как 1С - это ПО для розницы. 1С - это платформа, на которой многие, кто как может в силу своего понимания и возможностей, создают ПО для розницы.

1. 1С - это раскрученный бренд. Все знают, что на нем работают, что есть конфигурации для розницы. Правда мало кто представляет, что там есть конкретно, а что вообще нужно - но это отдельный разговор.
2. 1С - это достаточно универсальная среда. Есть множество процессов, которые решаются в рамках платформы и достаточно отлажены: бухгалтерия, зарплата и кадры, автохозяйство и пр. Часто, выбирая 1С, люди ориентируются именно на покрытие нужд всех подразделений компании.
3. Бизнес-модель, которая реализована 1С, как поставщиком ПО, обеспечивает работой многих ИТ-специалистов. Их много, у них свое сообщество, их стоимость вполне адекватна. Соответственно, решение вопросов по доработкам, сопровождению и поддержки выглядит более простым. Ну и кроме того, массовость данных специалистов обеспечивает определенное лобби.
4. Незнание клиентами возможных альтернатив 1С. Отсутствие вообще какой-либо объективной информации по сравнению различных систем представленных на рынке.  Все слышали про SAP, Microsoft. Все знают, на уровне устоявшихся слухов, что эти решения существенно дороже. Другие альтернативы малоизвестны.
5. Ценовая политика 1С. Продукт не выглядит дорогим. Клиент вязнет постепенно. Вроде бы платит совсем не много - вначале. Но потом осознает, что то что идет с типовой конфигурацией его совсем не устраивает. И начинаются доработки.
- насколько ПО для розницы украинского производство конкурентоспособно по сравнению с иностранным?

Вполне конкурентоспособно. Когда все решения "не очень", и даже за огромные деньги не факт, что ты получишь ожидаемый результат, то вполне разумным представляется минимизировать риски "потратить огромные деньги и получить не совсем то". Кроме того, местные решения более адаптированы к текущим реалиям, я бы даже сказал, к менталитету наших пользователей.
Качество иностранных решений как таковых, очень часто нивелируется качеством конкретных внедренцев. Если внедрением иностранного ПО занимаются иностранцы, то им достаточно сложно бывает осознать нашу специфику, а у наших, как правило, не хватает реального опыта: поскольку внедрения носят единичный характер.
Вообще говорить о конкурентоспособности очень сложно. Любая покупка ПО - это фактически "кот в мешке". Даже, если вы видели действующую инсталляцию, то нужно понимать, что вы видели только "родственника" того котенка, которого у вас будут выращивать и что получится: чемпион-медалист или обычный любитель молока, да еще с блохами - это вопрос открытый, зависящий от многих факторов. В таких условиях многие делают выбор в пользу местных "заводчиков", с которыми можно общаться накоротке.
Стоимость эксплуатации и поддержки, которая зависит от наличия специалистов на рынке, тоже часто бывает решающим аргументом в пользу местных решений.  
- куда будет двигаться рынок ПО для розницы в ближайшее время?

Я бы выделил пять специфичных блоков в программном обеспечении для розницы:
1. Автоматизация операционной деятельности
2. Автоматизация учета (бухгалтерия, финансы, кадры)
3. Статистика и аналитика
4. Внутрикорпоративные взаимодействия
5. Внешний информационный обмен
 
Исторически все плясало от автоматизации учета и в какой-то мере статистики и аналитики. Но сейчас есть понимание, что эффективность нужно искать в других направлениях. Жесткая автоматизация основных бизнес-операций (например, заказ товара), которая практически сводит на нет человеческий фактор и оставляет исполнителям минимум свободы действий; портальные решения, обеспечивающие взаимодействия внутри компании и с контрагентами - именно это может дать те неоспоримые конкурентные преимущества, которые помогут современному ритейлеру быть успешными на рынке .
Если говорить о технологиях, то скорее всего, весь комплекс программного обеспечения будет постепенно мигрировать в WEB-среду. С точки зрения терминальных устройств для пользователей, очень перспективным представляется применение планшетов в комплекте со сканерами штрих-кодов.
Отдельно хотел бы сказать, о модных трендах: "облаках" (вынос программного обеспечения и серверов в целом во внешнюю виртуальную среду) и "SAAS" (программное обеспечение как сервис). На мой взгляд, в этих направлениях нас ждет определенный прорыв в 2012 году. Рынок получит решения, ориентированные на массовый рынок мелкой розницы. И эта розница будет расти на этих решениях и вместе с ними, что в конечном итоге может серьезно повлиять на общее состояние рынка.
Короче... на любой вопрос дам любой ответ.. :)
Subscribe

  • Добрая волшебница...

    Вчера мне напомнили об одном долге… Я его хочу отдать и буду искренне благодарен, если вы мне в этом поможете. Я очень попрошу, всех, кому…

  • Турнир...

    Уверен, что такого больше не увидишь нигде.. Футбол. Турнир U-15. По моей оценке под 40 000 зрителей. (Правда, говорят, что 2 года назад был…

  • Шарий, как зеркало...

    В который раз наблюдаю интересный факт. Кидаешь ссылку на какой-нибудь материал от Анатолия (добротный, профессиональный) и от товарищей с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments