vovkodav (vovkodav) wrote,
vovkodav
vovkodav

Categories:

распределительный центр...

Распределительный центр торговой сети (на примере FMCG), как склад, имеет следующие особенности:

1. Достаточно большой ассортимент. На нормальном РЦ количество позиций исчисляется тысячами. В зависимости от формата магазинов это может быть от 2-3 для дискаунтеров и заканчивая 10-12 для супер и гипермаркетов (возможны извращения, но их мы оставим за кадром).
2. Количество товарных позиций, которые заказываются торговой точкой в рамках одного заказа (на одну доставку) составляет порядка 25-30% от ассортимента склада. Т.е. в заказе может быть от 500 до 3000 позиций.
3. Доставка, как правило, реализуется на деревянных поддонах или с применением некоторых специализированных видов оборотной тары: ролл-кейджы, термоконтейнеры.
4. В рамках одной доставки комплектуются товары разных групп. Часто используется совмещенная доставка товаров, хранящихся в различных зонах склада (алкоголь, сухой склад продуктов, бытовая химия, ценная кладовая, температурные склады и пр.)
5. Есть товары уходящие целыми поддонами, а есть требующие штучной отборки.
6. Основной объем отгрузки составляют мультитоварные носители. На одном поддоне может находиться от 30 до 50 товарных позиций, в ролкейдже от 15 до 25, в термоконтейнере от 20 до 40.
7. Ротация товаров не очень активная. Основной грузооборот дает достаточно устоявшийся ассортимент.
8. Передача ответсвенности за товар, как правило, осуществляется уже в торговой точке. Водитель транспортного средства попозиционно товар на отгрузке не принимает. После закгрузки кузов промбируется и вскрытие осуществляется уже при приемке. Возникает серьезынй вопрос в формированиии и обработке актов разногласий. Нужно учитывать, что период обработки актов может быть растянут по времени.
9. Отдельным вопросом является обработка сезонных, акционных товарных позиций, а также товара проходящего по схеме in-out (купили партию - распределили - продали - забыли)
10. Работа с возвратами. Существует, как правило, серьезный обратный поток товаров, который необходимо обрабатывать.

Дополнительно, очень часто распредцентры грузят некоторыми дополнительными функциями, такими как:
- хранение и распределение "нетоварных позиций", того, что не предназначено для продажи. Например, оборудование, расходные материалы, рекламные носители и пр..
- централизованная работа со вторсырьем
- маркировка и другие виды предпродажной подготовки
- мелкие "производственные операции", такие как дозаривание бананов, формирование акционных наборов и пр.

Все вышесказанное накладывает свой отпечаток на процессы.
Напрмер, поскольку заказы, как правило, с большой вероятностью перекрывают весь ассортимент склада, то каким-то образом в корне оптимизировать перемещение персонала не сильно возможно. Применение ABC-анализа по уходимости со склада при размещении точно не играет решающей роли. Более значимым в рамках этой процедуры является учет прочности упаковки и веса единицы комплектации.
То, что заказ содержит большое количество товарных позиций требует его параллельной обработки несколькими людьми. Мы имеем дело с ситуацией, когда от перестановки слагаемых можем получить совсем другой результат. Допустим мы имеем 10 заказов и 10 человек, которые их обрабатывают за 10 часов... По идее к концу смены они в любом случае обработают все. Но есть вариант, когда на выходе будет получаться 1 заказ каждый час, а есть когда мы через 10 часов получим сразу все 10 заказов. В первом случае мы сможем нормально грузить по 1-й машине в час, а в другом машины будут стоять ждать и у нас через 10 часов на погрузке возникнет коллапс.

Нужно сказать, что тема РЦ в рамках WMS отработано достаточно хорошо. Торговые сети всегда шли в авангарде движения автоматизации, но при выборе решения все-таки стоит обратить внимание на поддержку некоторой функциональности, которая может реально повысить эффективность (дьявол - он же в деталях). Тема развивается, а многие застыли в начальной фазе и при этом клиенты не особо требовательны, поскольку не совсем ориентируются в том, что реально можно "выжать".

Существует перечень вопросов, на которые при выборе системы желательно получить ответы:
1. Есть ли возможность одновременной работы с различными типами оборотной тары (учет этого при формировании заданий на комплектацию)
2. Какова процедура распараллеливания заданий по одному заказу? Есть ли процедура дефрагментации/переформировки скомплектованных паллет?
3. Можно ли применять в рамках одной системы различные схемы комплектации (включая для одного и того же товара)? PBL, PBS, отборка непосредственно с мест хранения теми же паллетами?
4. Какова процедура обработки актов разногласий?
5. Какова процедуры обработки возвратов?
6. Возможно ли хранение нескольких паллет в одной ячейке? Или может с одного места отбора отбираться несколько позиций (под Новый Год для торговой сети нехватка того и другого - это обычное явление)?
7. Поддерживаются ли операции с "нетоварными" позициями?
8. Каким образом обеспечивается учет оборотной тары?

Вопросов на самом деле очень много. К сожалению квалификация действующих логистов, так и внедренцев, которые занимаются этими вопросами во многих случаях оставляет желать лучшего. На "имя системы" и "резюме внедренца" тоже полагаться достаточно сложно. Выход один: учиться, учиться и учиться..
Tags: Логистика
Subscribe

  • Добрая волшебница...

    Вчера мне напомнили об одном долге… Я его хочу отдать и буду искренне благодарен, если вы мне в этом поможете. Я очень попрошу, всех, кому…

  • Турнир...

    Уверен, что такого больше не увидишь нигде.. Футбол. Турнир U-15. По моей оценке под 40 000 зрителей. (Правда, говорят, что 2 года назад был…

  • Шарий, как зеркало...

    В который раз наблюдаю интересный факт. Кидаешь ссылку на какой-нибудь материал от Анатолия (добротный, профессиональный) и от товарищей с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments