vovkodav (vovkodav) wrote,
vovkodav
vovkodav

Categories:

Как развиваются сети...

Немного затрону вопрос откуда берутся сети, как у них появляются магазины и по пути поборюсь с парочкой мифов.

Что нужно для того чтобы построить сеть? Кто-то считает что нужны деньги и некий мифический административный ресурс, желательно федерального уровня... :)

Конечно наличие одного и второго является очень желательным, но вот насколько оно необходимо? Кстати, насчет второго - для меня это вопрос очень спорный, поскольку как показывает опыт расплачиваться с "ресурсом" придется в любом случае, а вот пользы от него может совсем не оказаться.

Для того, чтобы появилась торговая сеть у нее должны появиться магазины. Самый трудный и ресурсноемкий процесс - это раскрутка и создание первых магазинов. Это связано с тем, что очень много съедает развитие и особенно центральный офис, если он нацелен на развитие. Нужна куча народа, которая не занимается непосредственно торговлей, а тянет деньги (о них мы поговорим позже). Кроме того идет адаптация на рынке. Сеть создает себе реноме. Налаживаются отношения с поставщиками оборудования, товаров, банками. 
Затраты просто неимоверные. Сейчас агрессивный выход на рынок сети магазинов у дома оценивается в 300-500 миллионов долларов (я говорю сейчас - это на лето 2008 года, кризис и развитие в кризис - это отдельная тема). Это так, чтобы сеть поднялась с нуля и начала приносить доход. Надо понимать, что эти деньги не испаряться в никуда - они капитализируются. В принципе, сеть магазинов у дома становится прибыльной где-то от 50 магазинов. Это если потом свернуть развитие и пожинать плоды. А вот чтобы продолжать развиваться, на своих, уже собственных ресурсах (без первоначального инвестора, который вбухает огромные средства) нужно довести сеть до 100 магазинов и тогда она сможет самостоятельно поддерживать свое развитие. Заработает положительная обратная связь. Сеть сможет зарабатывать больше, чем тратить на развитие и развитие в нормальных (не кризисных) условиях будет сдерживаться совсем не финансовыми факторами.
Безусловно, то что написано в предудущем абзаце - это не догма. В различных условиях возможны различные варианты.

Давайте посмотрим, что нужно для того, чтобы открыть магазин:

1. Помещение - объект где будет осуществляться торговля. На самом деле - это самая большая проблема в развитии сетей. Найти где открыться. Разговоры о том, что все большие сети выросли на приватизации - полная чушь (конечно есть и приватизаторы и те кто пользуются халявной муниципальной арендой, но это как правило только на уровне региона). Большие сети стали развиваться уже практически в 2000 годы, когда вся приватизация уже была закончена. Кроме того, посмотрите на структуру распределения собственных и арендованных помещений в сетях. У лидеров аренда составляет не менее 70%. Отсутсвие нормального рынка коммерческой недвижимости является серьезным сдерживающим фактором развития сетей.  Попробуйте найти нормальное помещение площадью 400-600 квадратных метров (самый ходовой и экономически понятный формат) в спальном районе, на котором есть 100кВт электричества и с отдельным подъездом под разгрузку. Крайне уморительно. Помещений крайне мало, потом начинаются другие проблемы. Оборудовать вытяжки для гриля или поставить холодильное оборудование, чтобы они не мешали жильцам.
Помещений мало. Они еще могут быть приватизированы всякими неадекватными людьми за копейки и эти люди не озабочены тем, чтобы их сдавать в аренду (потому что они не адекватны - досталось то нахаляву, ни во что не обходится - ну и пусть стоит).
Неспроста многие сети влазят в строительство (просто нет выхода - хочешь развиваться пополняй рынок объектов). Надо понимать, что строительство или покупка объектов - это выгодно с точки зрения перспективы, но очень затратно с точки зрения того, что разом нужно отдать большие деньги. Даже с учетом ипотеки - это может вывавлиться в копеечку.
Аренда же капает и вполне вписывается в бизнес-модель нормальной сети. Да маржа объекта меньше, но при 5-6% от оборота - это вполне допустимо.
2. Оборудование. Холодильники, стеллажи, кассы, программное обеспечение и пр. Можно конечно торговать с паллет установленных на полу, но как-то по нынешним временам это уже не модно. Комплект нормального оборудования  для приличного магазина может стоить от 200 000 долларов. И тут без заемных средств как правило не обойтись. Но это реальное имущество и до последнего его вполне можно было приобрести по всякому лизингу и прочим схемам кредитования. Доходность магазинов до последнего времени вполне позволяла отбивать проценты по такому кредитованию.
3. Затраты на товар. Все почему-то считают, что для того чтобы что-то продать, нужно что-то купить. Остатки приличного магазинчика у дома могут составлять порядка полумиллиона долларов. Т.е. типа, чтобы открыть магазин нужно сразу заплатить поставщикам полмиллиона, чтобы они тебе его привезли. Это справедливо... :) но только если вы маленький и вас никто не знает. Тут сказывается преимущество сетей. Это вполне нормально для сетей, когда за полученный товар они рассчитываются с отсрочкой. Т.е. мне поставляют товар, а я плачу за него через 10,15,20, 45, 60, а то и 120,180 дней. Кроме того, на первую поставку как правило предоставляется дополнительная отсрочка. А есть еще понятие товарного кредита на заполнение полки и сети им пользуются. Но надо понимать, что абы кому это не дадут. Тут нужно имя, репутация, платежная история.
4. Люди. Затраты на подбор персонала в общей сумме не настолько велики. А зарплату мы им начинаем платиь фактически с начала работы магазина.
5. Оплата лицензий, разрешений, регистраций и пр. Но в общей сумме это тоже немного.

Вот, в принципе и получается, что при открытии сети самым критичным с точки зрения финансирования является раздел оборудования. При этом чем больше сеть, тем проще работать (если сеть нормальная). В тот же Магнит очередь стояла и стоит из банков: возьмите наши деньги... :) Потому что бизнес построен правильно и технологично. 70 магазинов в месяц - такого темпа ни одна сеть в РФ не достигала. И даже сейчас в кризис они открывают магазины, а учитывая то что у прочих граждан сейчас проблемы, то на мой взгляд есть много шансов, что открывать будут все агрессивнее. Было бы где, а кризис как раз и помогает решить эту проблему, зачищая тех, кто не умеет работать.

Еще раз хочу заметить, что административный ресурс даже самого высокого федерального уровня не найдет вам нужных помещений в Залипупинске. Там сидят и с них кормятся свои - местные. А кормить всех местных - просто не напасешься. Брать их вообще в долю, в бизнес - извините... Магнит почти в 50 регионах пашет и как делиться? :) как учитывать? Бредятина.
Я не хочу сказать, что сети оторваны от власти. Да, приходится и искать контактов и помогать... но когда бизнес вырастает до определенных масштабов местным властям воевать тоже сложно. Если Магнит является супердонором Краснодарского бюджета, то в него Краснодарский чиновник просто так не придет и не скажет - дай денег... Пошлют нахрен и очень быстро.. И ничего чиновник любого уровня (даже губернатор) не сделает. Потому что бюджет надо чем-то наполнять. Сознательно на конфронтацию никто конечно не лезет, но знают, что прийти за деньгами, чтобы срочно помочь детскому дому еще можно, а вот "на выборы" - хрен... :) Вот так себя поставили и за это им "респект и уважуха". За косяки, с мелкотой типа проверяющих, конечно приходится как-то договариваться: косяки бывают у всех. Но это решается совсем не на уровне руководства компании и это не политика...

Продолжение следует...

Tags: Ритейл, Тайны и мифы
Subscribe

  • Добрая волшебница...

    Вчера мне напомнили об одном долге… Я его хочу отдать и буду искренне благодарен, если вы мне в этом поможете. Я очень попрошу, всех, кому…

  • Турнир...

    Уверен, что такого больше не увидишь нигде.. Футбол. Турнир U-15. По моей оценке под 40 000 зрителей. (Правда, говорят, что 2 года назад был…

  • Шарий, как зеркало...

    В который раз наблюдаю интересный факт. Кидаешь ссылку на какой-нибудь материал от Анатолия (добротный, профессиональный) и от товарищей с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments